Список городов

Железобетонные изделия Доставка с доставкой по РФ
Санкт-Петербург Time пн-пт 9:00–18:00
ООО "БЗСК" / Статьи / Бордюрный камень — разновидности, производство и маркировка

Бордюрный камень — разновидности, производство и маркировка

Содержание:

  1. Разновидности бетонных бордюров и бортовых камней
  2. Производство и характеристики
  3. Маркировка бордюрного камня
  4. Технология и порядок монтажа бордюрных ограждений из ЖБ бортового камня
  5. Монтаж поребриков и бордюров
  6. Этапы монтажа бетонного бордюра
  7. Особенности монтажа бордюров из бетонных блоков

Конструкции из бордюрного и бортового камня выполняют роль укрепления краев покрытия, сдерживания стока воды и принятия нагрузок на краях огражденных участков. С освоением промышленного производства бордюрного камня из армированного и монолитного железобетона создание этих конструкций значительно упростилось. Готовые стандартизированные элементы оказались гораздо удобнее в монтаже, чем опалубочные решения, а многообразие вариантов с разными типоразмерами позволяет создавать линии бордюрных ограждений любой формы и длины. Все характеристики бетонных бордюров и бортового камня описаны в ГОСТ 6665-91, они учитывают различные условия монтажа и конструктивные варианты бордюрных ограждений.

Разновидности бетонных бордюров и бортовых камней

В ГОСТ 6665-91 содержится подробное описание требований к бетонным бордюрам, установлена классификация изделий и диапазон допустимых отклонений. Стандарт предполагает, что готовые ЖБ изделия будут использоваться в соответствии с СП 82.13330.2016, то есть с соблюдением норм и требований к благоустройству территорий. Большое количество разновидностей и типоразмеров бортового камня объясняется необходимостью учесть ряд соображений:

  • прочность ограждения в зависимости от местоположения и предполагаемых нагрузок от грунта, воды, наездов транспорта;
  • возможность укладки бордюров из стандартных деталей без дополнительной резки и прочих изменений конфигурации на любом участке местности независимо от длины линий прокладки;
  • долговечность ограждений и бортовых конструкций в различных условиях;
  • оптимизация и снижение затрат при выборе варианта ограждения, укрепления, разграничения участков благоустройства.

     

Виды бетонных бордюров в ассортименте позволяют решить задачу с учетом всех особенностей конкретного случая, не отступая от требований регламентов.

Согласно ГОСТ и ТУ производителей выпускаются бетонные бордюры для дорог и магистралей, пешеходных и прогулочных зон, дворовых и парковых территорий.

Наименование по маркировке БР – рядовой прямой камень из армированного или монолитного бетона для укладки в ограждения остановок, тротуаров, участков газона и полос для проезда городского рельсового транспорта. Выпускается длиной 3-6 м, высотой 30-60 см, шириной 15-20 см. Вес бетонного бордюра этого типа меняется в пределах 100-1170 кг. Этот вид бордюра можно считать наиболее распространенным из-за универсальности типоразмеров и широкого диапазона веса.

Бордюры БУ с уширением в нижней части применяются на краях тротуаров и газонов, для ограждения возвышенных участков. Нижняя часть придает камню большую устойчивость на слабых грунтах, позволяет упростить создание подушки. Камень этого типа не подвержен смещению относительно вертикальной оси при давлении со стороны более высокого уровня покрытия. По длине выпускаются в диапазоне 3-6 м, по ширине 30 см, по высоте от 29 до 32 см. Масса ниже камня БР и составляет 400-790 кг.

Бордюры ЖБ и монолитные с лотком БЛ прямые длиной 3 м. Профильный изгиб позволяет отделить зону тротуара, создать полосу безопасности, ограничить боковое воздействие на ограждение при наезде транспорта. Ширины 32 см достаточно для создания устойчивой опоры при высоте до 120 см. Наименьший по высоте вариант 69 см. Элемент массивный, минимум не ниже тонны, максимум – почти 1,7 тонны.

Бордюр сложного профиля БУП имеет прерывистое уширение для снижения массы. Верхняя часть по углу скошена фаской, что создает безопасные условия в местах, где высока вероятность падения людей на ограждение – край пешеходной и велодорожки, участки внутридворовых ограждений и садово-парковых зон. Длина в стандартном диапазоне, высота/ширина 30/32 см, вес в диапазоне от 0,4 до 0,79 т. Изделие широко применяется при устройстве внутриквартальных проездов с отделением пешеходной зоны и газона от дороги с понижением уровня.

Криволинейный бетонный бордюр БК используется в местах закруглений линии ограждения. Блок выпускается длиной в 1 м с несколькими вариантами радиуса закругления, высотой в 30 см и шириной в пределах 5-12 см при весе до 140 кг. При проектировании ограждения следует ориентироваться на радиус закругления, указанный в описании участка дороги. Бордюр можно подобрать под все типовые варианты скруглений и сложных кривых, форма позволяет выполнять сложные переходы и чередовать БК с прямолинейными блоками.

Блок въездной или аппарель применяется в местах, где необходимо обеспечить свободное пересечение линии ограждения транспортом, пешеходами, велосипедами и колясками. Камень имеет небольшую высоту до 180 мм, укладывается горизонтально (ширина 30 см) скошенной частью в сторону низкого уровня покрытия. Допускается укладка с небольшим уклоном. При длине бордюра 1 м можно выложить любой участок проезда или прохода. Устойчивость за счет увеличенной ширины хорошая, вес до 120 кг.

      

Производство и характеристики

Бордюрный камень бетонный производится по технологии вибропрессования и вибролитья из тяжелых бетонов, при производстве коротких изделий длиной 1 м из мелкозернистого состава. Основные характеристики:

  • класс бетона не ниже В30 с маркой М300, возможно выше;
  • морозостойкость в полных циклах до полного оттаивания не менее 200;
  • водонепроницаемость в диапазоне коэффициентов 4-6.

Для придания прочности и долговечности блокам бордюрным длиной более 1 м применяется армирующий стальной проволочный каркас. Тротуарные блоки армируют проволокой диаметром 3-4 мм, дорожные бетонные бордюры армируют проволокой диаметром 10-12 мм. Армирование производится объемным сварным каркасом, предварительно заложенным в формы. Для защиты арматуры от порчи влагой применяются заглушки, выход прутков арматуры за пределы поверхности бетонного монолита не допускается. ТУ позволяет выпускать блоки небольшой массы без армирования, но такие изделия нельзя применять для укладки бордюров проезжей части дорог. Технологии вибролитья и вибропрессования позволяют получать блоки стандартных типоразмеров без внутренних пустот, равномерно распределенной плотности.

В соответствии с требованиями ГОСТ бордюрные камни испытывают методом нагружения. Стандарт устанавливает диапазон погрешностей в размерах изделия в пределах 4-10 мм в зависимости от плоскости измерения и длины блока. Арматура скрывается под слоем бетона не менее 5 мм, трещины могут быть глубиной не более 0,2 мм. Отдельные виды блоков выпускаются с монтажными петлями.

Маркировка бордюрного камня

Информация о свойствах и типоразмере бетонного бордюрного камня наносится на изделие в виде несмываемой маркировки с указанием цифробуквенным кодом наименование и габариты детали. Размеры указываются в сантиметрах по длине/ширине/высоте без округления через знак точки. В маркировку на изделии может быть внесен радиус изгиба для блоков БК, на печатной бирке указывается вес изделия и объем бетона в кубометрах.

Технология и порядок монтажа бордюрных ограждений из ЖБ бортового камня

Порядок и требования к укладке бетонных бордюров устанавливаются СП 82.133330-2016, СП 475.1325800.2000, ТР (Техрегламент) 94.12-99 в зависимости от объекта, на котором производятся работы. Нормативами установлена необходимость наличия проектной и сметной документации, проекта благоустройства территории (раздела), технологической карты (ТТК) на установку бетонных бортовых камней (бордюров).

Расчет потребности в бетонных блоках и других материалах делается на основании регламентов и методических рекомендаций к ним. Допускается замена указанных в проекте элементов на детали с повышенными характеристиками прочности и долговечности. Замена на детали с меньшей прочностью и меньшим типоразмером в местах движения транспорта не допускается. Укладка бетонных бордюров на федеральных трассах должна производиться при наличии сертификатов на продукцию.

Монтаж поребриков и бордюров

Проектная и техническая разница между ограждениями типа поребрик и бордюр закладывается заранее. В нормативных документах указано, что поребрик имеет характерную черту – он возвышается над прилегающей к нему частью тротуара или газона на 10-15 см, создавая препятствия для свободного схода воды на проезжую часть. Бортовые камни бордюра укладываются так, чтобы после мощения поверхность тротуара оказалась на одном уровне с поверхностью камня или ниже не более чем на 5 см. Для формирования поребрика оптимальным считается применение блоков БР, так как их форма позволяет создать характерный кладочный профиль. Если необходимо получить возвышение над уровнем тротуара без специфической кладки, возможно использование блоков БУ, БЛ и прочих модификаций. Превышение над уровнем мощения тротуара более чем на 15 см не рекомендуется, так как это создает проблемы и опасности при движении пешеходов.

Этапы монтажа бетонного бордюра

Работы выполняются в соответствии с рабочим проектом и технологической картой (ТТК, ТК) по этапам:

  • геодезическая привязка и разметка территории по линиям монтажа ограждения;
  • выемка грунтов и формирование углублений, траншей под закладку бетонных блоков;
  • создание подушки и основы для укладки бортовых бордюрных блоков;
  • установка бордюра и нивелирование с устранением отклонений;
  • подсыпка грунтом и гравием, уплотнение, заделка стыков.

После установки бордюров из бетона проводятся работы по мощению прилегающих к ним частей территории, завершается мощение ранее оставленных участков, примыкающих к бордюрам.

Особенности монтажа бордюров из бетонных блоков

Укладка бетонных бордюров производится в заранее подготовленные углубления с подушкой и основой. Траншея под бордюр должна иметь глубину не менее 30 см, ширину 40-50 см с учетом указанной в проекте ширины и высоты блока, необходимого заглубления относительно поверхности и толщины последующего мощения. Завершить монтаж следует за 72 часа до начала работ по мощению, чтобы бордюр к этому времени успел набрать достаточную прочность. Усадка к этому времени должна завершиться.

На дно траншеи последовательно укладываются:

  • песчаная подушка из отсева или песка средней зернистости карьерного, мытого, речного в зависимости от наличия;
  • гравийная подсыпка не менее 10 см из щебня М600 средней фракции (20-40) с последующим уплотнением трамбовками;
  • цементно-песчаная растворная подушка основания для получения бетона марки не ниже М200 класса В15.

При устройстве бордюров в местах пешеходных зон и парковых территориях, где применяются легкие блоки, допускается укладка бортового камня непосредственно на уплотненную песчаную подушку.

В ходе монтажа уровень блоков относительно горизонта проверяется с помощью нивелира, а делается натянутым шнуром по ранее намеченным точкам с привязкой к местности. Уложенные блоки не должны создавать выступов по поверхности в местах стыкования, допускается зазор между торцами не более 5 мм, который должен быть заделан цементным раствором. В случаях укладки бетонного бордюра на неустойчивом грунте для выравнивания блоков применяется деревянная щитовая отбортовка с одной или двух сторон. Между краем газона и тротуара и бордюром образуется пространство, которое до мощения должно быть заполнено щебнем и утрамбовано без смещения блоков наружу.

Купить бетонные бордюры любого типа с сертификатами и доставкой по Москве и области можно на сайте производителя.

Спасибо!
Наш менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.